Рост
численности персонала в компаниях — это одна из явных и однозначных тенденций
последние пять лет. Кроме появления принципиально новых подразделений,
филиалов, представительств, компании расширяют и такие традиционные отделы, как
бухгалтерия, продажи, снабжение, склад и т. п. С количеством работы и
ростом интенсивности рабочей нагрузки чаще всего борются с помощью увеличения
числа сотрудников. Учитывая ситуацию на кадровом рынке (дефицит
квалифицированных кадров), рост потребности в персонале увеличивает
конкуренцию, стимулирует рост заработных плат. Незаметно для себя, руководство
компании оказывается в анекдотичной ситуации — «оборот бешенный, а выгоды
никакой».
Управлять
большой компанией гораздо труднее, чем маленькой, когда все на виду и сразу
ясно кто лучше работает, а кто «отсиживается». Но управлять развивающейся
компанией еще сложнее. Отсутствие работающих систем, отсутствие стандартов и
критериев оценки, в том числе в области персонала, приводит к тому, что резко
падает качество работы и производительность. Плохо подготовленный персонал,
(развитию, оценке и мотивации которого уделяют мало внимания) допускает ошибки,
упускает возможности, не достигает поставленных целей. Руководитель в этом
случае напоминает пожарника, который самоотверженно прикрывает своей «тушкой»
очаги возгорания, по сути, выполняя работу за своих подчиненных. Погруженный в
текущие проблемы и задачи исполнительского уровня, такой руководитель искренне
не находит времени для того, чтобы выстраивать эффективную систему управления
персоналом своего подразделения. У него хронически не хватает времени на то,
чтобы качественно подойти к процессу найма персонала, уделить достаточно
внимания адаптации новых сотрудников, регулярно проводить оценку текущей
деятельности и т. п. Порочный круг замкнулся.
С чего
начать? Далеко не все проблемы с низкими результатами связаны с ошибками в
мотивации. Если сотрудник не может выполнять ту или иную работу, потому что у
него нет нужных знаний, опыта, компетенций, никакие изменения в денежном
стимулировании не помогут добиться улучшений. Нужно начинать с того, что в
компании появится система фильтров, которая пропускает нужные кадры и отсевает
тех, кто неэффективен. Нужна система оценки, которая включает в себя критерии и
показатели, обеспечивающие нужный уровень качества человеческих ресурсов.
Наличие системы оценки уже само по себе является хорошим стимулом для персонала
стремиться к требуемым образцам поведения и результатов. Кем-то движет желание
быть лучшим, другими — страх быть худшими, но, в конечном итоге, вопрос в
наличии «меток», сравниваясь с которыми мы можем оценить (или получить оценку)
соответствия, свое место в общем рейтинге. Отсутствие каких-либо стандартов и
критериев оценки приводит к тому, что формируются стихийные, неформальные, которые
могут противоречить интересам компании, либо к развитию комфортной безоценочной
среды, проще говоря «болота». Если в вашей компании нет системы оценки, то вас
разделяет только 8 шагов.
1 шаг. Постановка целей и задач. На этом
этапе необходимо определиться с тем, чего конкретно мы хотим добиться с помощью
системы оценки, где и как будут работать разработанные критерии оценки. Какие
решения нам нужно принимать на основе результатов. Основная цель системы оценки
— это определить соответствие персонала стратегическим целям компании. Любые
изменения в стратегии развития влекут за собой те или иные потребности в
компетенциях со стороны рядовых сотрудников и руководителей.
2 шаг. Разработка критериев. Это
творческая работа, но необходимо отобрать именно те критерии, которые
необходимы и достаточны для обеспечения нужных результатов. Слишком много
критериев — размывает результат, упущение важного критерия — искажает картину.
Мы разделяем все критерии на три уровня: корпоративные (важные для всех
сотрудников компании), управленческие (задают требования к управленческим
характеристикам) и специальные (определяют уровень требований к конкретным
профессиональным знаниям и опыту). При разработке критериев недостаточно просто
выделить и назвать их. Важно выработать понимание того, как проявляются/должны
проявляться эти качества или компетенции в вашей компании. И понимание этих
критериев должно быть единым для всех участников процесса оценки.
3 шаг. Выбор методов и периодичности
оценки. В зависимости от того, что будет оцениваться, выбираются адекватные
методы и инструменты оценки. Кроме этого определяется периодичность оценки.
Например, знание продукта можно оценивать два раза в год или даже чаще, если
объем ассортимента большой, обновляемый и т. п. А вот соответствие корпоративным
критериям достаточно оценивать раз в год. Выбирается наиболее удобный период
для оценки (как правило, низкий сезон) и график оценочных мероприятий. Если
оценка запланирована, внесена в ежедневники руководителей, высока вероятность
того, что она состоится, чем в том случае, когда она постоянно откладывается на
потом.
4 шаг. Информирование персонала. Суть
оценки в том, чтобы персонал, зная критерии, стремился им соответствовать. В
некоторых компаниях оценка или аттестация носит «карательный» характер, когда о
критериях оценки знает только комиссия. Если в компании пропускают этап
информирования, оценка становится для персонала «черным ящиком», от которого
неизвестно чего ожидать. Важно, чтобы до сотрудников довели не только
требования компании, но и методы оценки и возможные решения, которые могут быть
приняты на основе результатов. В этом случае уровень неопределенности ниже и
сотрудники отнесутся к оценке не как к угрозе, а как к возможности что-то
приобрести (статус, повышение дохода, перспективы роста, признание
и т. п.).
5 шаг. Важно подготовить руководителей к
оценочным процедурам: научить пользоваться опросниками, проводить интервью,
использовать кейс-тесты и прочее. Одна из причин, по которым руководители
бояться проводить оценку, связана с тем, что далеко не все понимают как это
делать, не обладают нужными навыками. Качество обучения оценочным процедурам
обеспечит качество результатов оценки.
6 шаг. Собственно проведение оценки. Лучше
всего, когда все процедуры и мероприятия проводятся компактно. Оценка всегда
связана с определенным стрессом, поэтому не стоит растягивать оценку персонала
на месяц-полтора. Важно пресечь возможность передавать друг другу суть вопросов
или заданий, на основании которых проходит оценка, чтобы гарантировать справедливость
результатов оценки.
7 шаг. Очень важно, чтобы ДО того, как
будут приняты управленческие решения, руководители обсудили результаты оценки с
подчиненными. Задача оценки — стимулировать нужные изменения, а не «убивать»
фактом несоответствия. Некоторые отклонения достаточно легко исправить,
предоставив сотруднику второй шанс и время на подготовку. В процессе обратной
связи руководитель доводит и комментирует результаты, а, главное, выясняет
отношение сотрудника к этим результатам. Это ключевой этап в процедуре
оценивания.
8 шаг. Принятие управленческих решений.
Если оценка ограничивается разговором, она не достигает цели — не происходит
изменений. С теми, кто не соответствует требованиям компании и теми, кто
показал отличные результаты, должны происходить разные вещи. Когда сотрудники
почувствовали разницу, эффект оценки закрепляется: выгодно соответствовать
критериям оценки и не выгодно игнорировать их. В своей практике мы не редко
сталкивались с тем, что подробные заключения на каждого сотрудника руководитель
откладывал «в долгий ящик», избегая принимать какие-либо решения. Не
удивительно, что в дальнейшем персонал весьма скептически настроен к оценочным
процедурам (мол, пустое это) и в течение периода не стремится улучшать свою
деятельность.
В заключение
хочу напомнить, что даже в тех случаях, когда в компании внедрена и успешно
работает система оценки, важно раз в год мониторить ее соответствие целям
компании, изменениям на рынке. Кроме текущих, система оценки должна учитывать
будущие потребности, опережать изменения, потому что персонал — это один из
самых медленных ресурсов. Для того, чтобы научить персонал или изменить
привычные модели поведения нужно время, иногда много времени и соответствующие
условия. Именно система оценки (или ее отсутствие) определяет какие люди
приходят в вашу компанию, какие остаются в ней надолго и как они выполняют свою
работу.
Источник: http://www.zis.by |