Наверное,
все руководители ожидают, что после обучения их подчинённые станут работать
лучше и их результативность значительно возрастёт. Однако их ожиданиям далеко не всегда суждено
сбыться. Поскольку причины непродуктивной
работы персонала находятся не только в плоскости обучения, а и зависят
от множества других факторов: несовершенства бизнес-процессов, слабой мотивации
сотрудников и т.д. Одними корпоративными тренингами, особенно если они
проводятся периодически и не системно, эти причины не одолеть. А отправка специалистов на открытые
тематические семинары и вовсе пустая
трата денег.
Ведь
посредством обучения мы даём своим подчинённым нужные в их работе знания и
навыки. Однако даже самый подготовленный
продавец не сможет обслужить клиента, если на складе попросту отсутствует
нужная продукция. К примеру, одна из
национальных компаний снабжала торговые точки в Кривом Роге из своего
регионального склада в Днепропетровске. Причём делалось это по остаточному
принципу. Сначала доставка шла в Никополь, Оржоникидзе, другие прилегающие
населённые пункты по пути, и только потом в Кривой Рог. То, что останется.
Иногда вообще до Кривого Рога не доезжали. Получалось так, что торговые
представители брали заявки, а продукция до заказчика попросту не поступала или
поступала не в том объёме и ассортименте. Соответственно торговые точки
отказывались работать с ненадёжным поставщиком и объёмы продаж были низкими. Руководство
в головном офисе всё время грешило на непрофессионализм торговых представителей
криворожского представительства и посылало к ним тренеров с корпоративного
учебного центра. Хотя там нужно было в первую очередь не обучать, а менять
систему поставки продукции.
Всё
дело в том, что понятием «обучение» мы зачастую подменяем понятие «изменения».
А ведь именно они, изменения, и нужны для повышения продуктивности, как в
работе персонала, так и всей компании в целом. Обучение всегда должно следовать за
изменениями и закреплять их в действиях сотрудников. Оно должно быть системным
и последовательным, а не случайным и бессмысленным.
Это
как дом построить. Вначале требуется прочный фундамент. Состоит он из
стандартов, профилей должности, компетенций и прочих документов, которые дадут
полную и ясную картину того, какой нужен персонал, как он должен работать,
какие результаты должны быть от его деятельности и т.д. Стенами станет постоянный и всесторонний
анализ повседневной деятельности сотрудников, выявление причин их
непродуктивной работы и планирование нужных изменений с целью устранения
препятствий в работе персонала. А крышей
будет системное и последовательное обучение своих работников в соответствии с
принятыми изменениями.
Вот
и получается, что мы иногда начинаем строить свой дом с крыши, а не с
фундамента, ожидая, что он будет у нас удобным и надёжным.
|