Вторник, 21.05.2024, 20:42
Пульс - Консалтинг
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Опросы
В какое время вам удобно участвовать в онлайн-тренингах?
Всего ответов: 5
Регистрация
Пробный урок
Контакты
 Каталог статей
Главная » Статьи » Управление персоналом

Вы стали боссом!

Наверное, каждый либо сталкивался с ситуацией, когда ему выпадает случай стать начальником, либо мечтал о ней. Это статья для тех, кто уже пережил свой первый взлет, и тех, кто только готовится к нему.

Давайте рассмотрим тот случай, когда вам вот-вот предстоит взять на себя руководство рабочей группой: отделом, подразделением, командой проекта — неважно. Важен масштаб — вы еще не топ-менеджер, но подчиненные вам обеспечены. Неважно сколько, сути это не меняет. Главное — эта рабочая группа уже существовала до того, как вам предложили ее возглавить.

Три пути наверх

Обычно к посту руководителя низового или среднего звена приходят тремя путями. Либо вы сознательно искали такую работу; либо — что чаще — вам звонит знакомый (возможно, давно забытый) и говорит: «Вот есть у меня рабочая группа, надо ее возглавить. Ты справишься, я знаю». Впрочем, первый вариант не исключает второго, возможно, ваши карьерные устремления и ваш гороскоп в части «полезные связи» совпали…

Третий путь — это повышение, когда начальник подразделения, где вы трудились, уходит с поста, а его место предлагают занять вам. Еще бывает, что на такую должность попадают в результате понижения, но, надеюсь, с вами такого не случилось.

И вот, с полным лукошком личных представлений и планов насчет того, как сделать мир лучше, а работу вашего (теперь уже вашего) отдела — эффективнее, вы приходите на работу, встречаете своих подчиненных и начинаете руководить. Но что-то не ладится. Не выходит, так сказать, каменный цветок. Ваши инициативы не находят отклика у подчиненных, планы по переустройству работы не выполняются. И иногда возникает ощущение, что на вас… не очень обращают внимание. Почему так происходит? Давайте попробуем разобраться.

Ваше место в группе

Важно понять, какая ролевая ситуация сложилась в коллективе. Очень удобный способ представления любой рабочей группы — это три концентрических окружности. Самая внутренняя — это лидер (или лидеры) группы. Человек, который взял на себя ответственность за некоторые аспекты существования группы — обмен информацией, эмоциями или выполнение общей групповой работы. Внешняя окружность — это формальные члены группы. Те люди, которые с какой-то формальной точки зрения к группе уже принадлежат, но группа их еще не считает своими. Вспомните новенького в учебном классе — в журнале он уже есть, но что он собой представляет, пока непонятно. Между внутренней и внешней частями коллектива серединка — неформальные члены группы. Люди, которые считают себя частью коллектива и уже выстроили между собой отношения.

Самая большая ошибка, которую может допустить начинающий руководитель, — решить, что его формальное назначение дает автоматическое право на занятие лидерской позиции и подчинение коллег. В лидеры могут попасть только неформальные члены группы. Прыжков из формальной зоны не бывает.

А как стать одним из неформальны членов коллектива? Если вас только назначили руководителем, что в первую очередь важно войти в группу, быть признанным коллегами. Верный признак того, что вам это удалось, — установление понятных отношений с сослуживцами. Спросите себя — понимаете ли вы, как к вам относятся сотрудники? Если нет — уделите этому внимание. Когда вы станете «своим» в коллективе, можно начинать борьбу за «майку лидера».

Боремся за майку лидера

Как можно занять позицию лидера? Фильмы про обезьян смотрели? Нужно показать стае… ой, извините, группе, что вы в чем-то лучше существующего лидера, «выгоднее» для группы. У животных все просто: бросил вызов вожаку, победил его — и все! Сильный вожак для стаи выгоднее. У людей все сложнее. Как уже было сказано, лидер берет на себя ответственность за некоторые аспекты существования группы. И каждый, претендующий на место лидера, должен доказывать, что он лучше справится с этим. Покажите, что вы — лучший специалист, или знаете больше прочих, или лучше «разруливаете» личные эмоциональные потоки, и получайте заслуженное место. А там уже стройте ту модель работы, которая вам кажется эффективной…

И не стоит тешить себя мыслями о том, что именно ваша компетентность стала причиной назначения на руководящую должность. Нет, я не спорю, с точки зрения работодателя — это, скорее всего, так и есть. Слабое место многих работодателей — представление о том, что, назначив в отдел хорошо разбирающегося руководителя, можно улучшить показатели просто за счет этого назначения. Это совсем не так.

Задачи руководителя

Что ждет коллектив не просто от лидера, но от формального начальника? Начальник нужен своим подчиненным для двух вещей:

  1. Отстаивать интересы группы перед руководством компании/ подразделения, выступать на стороне своих подчиненных, прикрывать их от начальственного гнева. Соответственно, получать пинки и «сверху», и «снизу». А вы что думали? Больше других начальникам платят за вредность.

  2. «Выбивать» для отдела максимальные бюджеты, более высокую оплату командировочных, новые компьютеры и прочие блага жизни, входящие в «нематериальную часть стимулирования работников».

Согласен, не очень приятно сознавать, что от вас ждут того, что вы будете посредником и добытчиком, а не «царем, Богом и воинским начальником». Может даже возникнуть мысль — а оно мне надо? Лучше уж внизу, ни за что не отвечаешь, кроме своего участка… Жизнь — малина. Тут важно понять, что имидж, который есть у вас сейчас, и тот, который может появиться после того, как вы утвердите себя в группе, — это вещи весьма разные. Все в ваших руках.

«От сохи»

Отдельный вопрос — сложности, возникающие у тех, кто уже работал в группе, которую теперь ему предложено возглавить. Начнем с хорошего. Что делает вашу задачу проще? Во-первых, вы уже не новичок в рабочем процессе. И поскольку на вас падает выбор при продвижении — скорее всего, вы человек с лидерской позицией. Просто не являлись официально назначенным боссом. Теперь перед вами открыт путь к повышению, и доказывать свою компетентность, бороться за место лидера почти не придется.

В то же время вам нужно будет найти приемлемую модель своего поведения по отношению к тем, с кем раньше вы были в отношениях не «начальник — подчиненный», а «коллега — коллега». Хочу вас утешить: поскольку назначили вас не просто так, то — даже во времена коллегиального приятельства — вас воспринимали как лидера.

Что не стоит делать

  • Сразу начинать исповедовать принцип «я начальник, ты — дурак».

Не забывайте: как только вы первый раз вошли в комнату отдела уже как начальник, вы опять стали формальным членом группы. Пары минут вам может хватить, чтобы вернуть себя в неформальный статус и даже приобрести лидерский. Но это нужно будет сделать обязательно.

  • Ничего не менять.

Приятно, так как эта позиция позволяет сохранить всю теплоту прежних отношений, но чревата тем, что ваши инициативы чисто управленческого характера не будут исполняться.

Что является самым эффективным? После того как назначение состоялось (или даже до этого), собрать всех вместе и прямо сказать: «Коллеги, ситуация изменилась. Теперь посредник между вами и начальством, добытчик «ресурсов» — я. Могу обещать, что буду стараться действовать эффективно для вашей пользы и для своей. От вас жду, что мы всегда будем блюсти паритет между вашими личными интересами и моими. А мой интерес в том, чтобы я мог хорошо презентовать нашу работу. Договорились? И еще — мне кажется, что, если мы попробуем не пить пиво по пятницам, может получиться прикольно. Попробуем?»

На первых порах (а лучше всегда) совещайтесь с командой по вопросам не особенно принципиальным. Это покажет, что вы не только деспот, но и демократ. Скорее всего, несколько позже деспотизм вам тоже придется проявить. Но это — другая история…

Если не делать указанных ошибок, то новая, более высокая должность принесет вам не уныние и потерю самооценки, а удовольствие от работы в новом качестве.



Источник: http://www.psyh.ru/
Категория: Управление персоналом | Добавил: SV (19.10.2012) | Автор: Дмитрий Занько
Просмотров: 700 | Теги: Управление персоналом
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Консалтинговая компания "Пульс" © 2024
Скачать
Замещение временно отсутствующего работника: варианты и поэтапные действия 
Испытание: установление, сроки, определение несоответствия и прекращение трудового договора (ст. 28 КЗоТ Украины) 
Деловая беседа по телефону 
Внесение изменений и исправлений в трудовую книжку 
Інструкції про порядок ведення трудових книжок працівників 
Блог
[02.04.2014]
Нужно ли вам дистанционное обучение персонала?
[30.01.2014]
А есть ли в вашей базе нужный нам специалист?
[30.03.2013]
Несколько слов об обучении
[25.03.2012]
Вот как надо продавать по телефону!
[28.12.2011]
Несколько слов о компетенциях
Block title
Поиск