Сколько раз мы слышали рассказы соискателей о
кадровиках, чьи вопросы лишены разумной содержательности, целесообразности!
Увы, коллеги, нас тоже оценивают. А ведь не хочется прослыть людьми недалёкими,
кичливыми, эгоистичными или бестактными. Да и авторитет фирмы ронять не
следует. Попробуем объективно проанализировать практику собеседования и понять,
за что нас ругают справедливо, а за что — нет.
Глупы ли
«глупые» вопросы?
Из
многочисленных рассказов соискателей следует выделить целый ряд вопросов,
воспринимающихся как глупые или бестактные. Во-первых, такие, на которые можно
получить заранее заготовленные (социально желательные) ответы. Во-вторых, не
целесообразные в рамках отбора на конкретную позицию, не выявляющие значимой
информации. В-третьих, те, что ставят кандидата в неловкое положение, унижают
его честь и достоинство. Наконец, в-четвертых, составленные некорректно.
Давайте рассмотрим некоторые формулировки, вызывающие раздражение кандидата, и
попытаемся их прокомментировать.
«Почему вы хотите работать именно в нашей компании?»
Сама по себе фраза звучит как «похвалите нас, а мы подумаем, дать ли вам за это
вкусную конфету». Но если этот вопрос вы задали вторым номером, а прежде
поинтересовались, есть ли у специалиста альтернативные предложения о
сотрудничестве и какие преимущества/недостатки он в них видит, то есть шанс
раскрыть мотивационную составляющую и потребности соискателя.
«Какие у вас преимущества по сравнению с другими
кандидатами?»
Вероятно, эта информация интересна для выявления самооценки собеседника, но
знает ли он, с кем его сравнивают? Корректнее прозвучала бы формулировка:
«Какие из ваших сильных сторон могут пригодиться в данной работе?»
«Имеете ли
вы судимость?»
Звучит
неприятно, а что делать? Целый ряд должностей предполагает ограничения в
рассмотрении соискателей, причастных к криминальной среде. Прямо или косвенно
эти люди способны нанести вред компании. С предварительного согласия кандидатов
проверкой их деловой репутации занимается служба безопасности, а затем
взвешиваются все «за» и «против».
«Должность вашей жены (отца, матери или других
ближайших родственников)?»
Как ни странно, тоже важный момент. Надо предусмотреть все возможные
обстоятельства, с тем чтобы не допустить столкновений интересов. «Номер машины
жены?» Этот вопрос не несет никакой информационной нагрузки, связанной с
выполнением специалистом своих обязанностей.
«Кем вы видите себя в нашей компании через пять лет?»
Если человек детально знаком с концепцией развития компании, то ответ поможет
оценить уровень его притязаний. Однако зачастую специалисты не обладают
информацией, достаточной для того, чтобы загадывать так далеко.
«Насколько вы лояльны по отношению к нашей фирме?»
Уже сама явка на собеседование — первый шаг к лояльности. А вообще-то проявлять
или не проявлять приверженность интересам компании — дело персонала, в ней
работающего.
«Как у вас с
личной жизнью?»
Вопрос грубый и неграмотный с точки зрения ведения интервью. Ничем не лучше
вопрос: «Как вы представляете себя в этой должности?»
«Почему вы
так часто меняете место работы?»
Вот это уже
по делу. Причины «непоседливости» могут быть разными: конфликтность,
недостаточный профессионализм, нежелание развиваться, другие качества, влияющие
на успешность адаптации. Нам интересно выявить подобные моменты? Конечно! Вам
скажут: «Работа должна приносить радость творчества, самореализации и
материальный достаток, я — в поиске идеальных условий…». Но ведь идеальных
условий не бывает. Так что профессионализм человека, который за два года успел
поработать в разных должностях в пяти фирмах, вызывает сомнения. Он и
адаптироваться-то не успевал, не то что каких-то результатов достигнуть.
Каков вопрос
— таков ответ
У психологов
есть теория о стимулах и реакциях. Какой стимул (вопрос) мы задаём, такой ответ
получаем. В частности, большое значение имеют акценты. «Вы до сих пор не
замужем?», «Когда собираетесь заводить детей?», «Живете с родителями?»
и т. п. В сочетании с определённой интонацией эти вопросы содержат
подтекст: «Да ты ведь ни на что не годишься!!!». Любой воспримет подобное в
штыки.
Чтобы не создавать негатива на интервью, в любом
случае следует вести себя приветливо и признавать в каждом человеке личность.
Если общение с кандидатами регулярно ведется не на должном уровне, то о
компании скоро заговорят как о неблагополучном работодателе, хотя виной всему —
неопытный или остановившийся в своём профессиональном развитии кадровик.
Часто в практике организационного консультирования
приходится сталкиваться с менеджерами по персоналу, которые, сами того не
осознавая, пытаются самоутвердиться в процессе собеседования. Интервью у них
строится по принципу «просящий-даритель», когда в роли просящего выступает
соискатель, а в роли вершителя судеб — интервьюер. Личностному и
профессиональному росту такие псевдопрофессионалы уделяют недостаточно
внимания. Соискателя они рассматривают как рабочий материал, поэтому
злоупотребляют технологиями стресс-интервью, излишней психологизацией
и т. п.
Под лампой
Мюллера
Некоторые
неопытные коллеги, прочитав о методике стресс-интервью, пытаются широко
использовать ее на практике. Зачем? Её применение узконаправленно, способствует
выявлению стрессоустойчивости и малоинформативно само по себе. Кроме того, если
технология не соблюдается полностью, то кандидат может рассматривать задаваемые
вопросы и сложившиеся ситуации как трансляцию корпоративной культуры компании.
Таким образом, страдает репутация и интервьюера, и фирмы в целом.
Успешное интервью базируется на принципах
сотрудничества, адекватности и целесообразности. Одни и те же заученные
вопросы, которые задают всем соискателям без учёта уникальности позиции или
персоны собеседника, — это не эффективно. Сегодня в плане выявления компетенций
одна из наиболее результативных методик — PARLA (Анализ основных достижений в
предыдущей деятельности): интервьюер чётко представляет себе, какого
специалиста ему необходимо привлечь для работы, и общение идет на равных. Если
соискатель не в полной мере соответствует требованиям вакантной позиции, то это
не означает, что он плохой работник. Просто должность не его.
Итак, с непродуманными вопросами бороться просто — к
разговору нужно готовиться. Позволить себе импровизировать вправе только
опытные кадровики с хорошими навыками проведения собеседования. Что же касается
тактичности — каждому специалисту, работающему с людьми, нужно постоянно
совершенствоваться в личностном плане. А для начала следует осознать одну
важную вещь: сотрудничество начинается уже на этапе первого интервью.
Любите
анкету — источник знаний
Справедливости
ради стоит «поругать» и соискателей. Многие не скрывают недовольства, когда их
просят заполнить анкету: «Я же прислал резюме!» Конечно, и спасибо вам за это,
но в резюме указаны основные профессиональные характеристики, а анкета
позволяет детализировать картину и принять работодателю окончательное решение о
сотрудничестве. К тому же анкету помещают в папку «Личное дело» — это
официально принятая форма, документ, причем очень полезный.
Если специалист решил вести
переговоры с рядом работодателей, то, понятно, ему везде придется оставить свои
персональные данные. Как успокоить раздраженного господина? Рассказать случай
из жизни, когда анкета сыграла положительную роль. Подойдет, например, такая не придуманная история. У сотрудницы пропал сын-подросток. Женщина переживала. К
поискам подключилась служба безопасности — тщетно. Помог разрешить ситуацию
директор по персоналу: он нашел в анкете телефон отца ребенка, с которым мать
была в разводе, и позвонил ему. Оказалось, подросток решил навестить родителя и
не предупредил домашних.
Тест на глупость.
Нарисуйте на чистом листе бумаги
вертикальную линию в десять сантиметров. Представьте, что наверху располагаются
самые умные люди, а внизу — самые глупые. Попытайтесь найти свое место на этой
линии. Что у вас получилось? Большинство людей ставят точку выше середины.
Внизу располагают себя либо мудрецы, либо те, кто находятся в ситуации стресса.
На самом верху видят себя люди не очень умные.
Вывод: отнеситесь к соискателю как к человеку «выше
среднего» — и найдете с ним общий язык.
Источник: http://www.kadrovik.ru/ |