Вы сами -- всегда потенциальный покупатель
По утрам, раскрывая газету, вы сразу же натыкаетесь на огромное количество
рекламных объявлений. Включаете телевизор -- между прогнозом погоды и передачей
новостей следует реклама за рекламой. Радио, рекламные щиты, автобусы по дороге
на работу -- везде вам что-то предлагают. По телефону вам предлагают
специальные прейскуранты, только для вас, только сегодня. Почто приносит домой
и на работу сотни каталогов, предложений о чрезвычайно выгодных сделках и т.п.
Куда ни повернись, везде кто-то пытается предложить вам чтолибо купить.
Потенциальные покупатели -- это великое дело, они необходимы для успеха
бизнеса. Однако многие бизнесмены ошибаются, полагая, что самое необходимое для
достижения успеха -- привлечь как можно больше потенциальных покупателей. Они
забывают рафловское Правило N 1: "Намного легче продать уже имеющемуся у
вас клиенту, чем новому".
Продажа новому клиенту обходится в пять раз дороже, чем старому. Новый клиент
не знает вас, не знает товар, он сомневается в вашем бизнесе. Старые клиенты
уже знают ваш товар или услуги. Они уже платили вам, были когда-то
потенциальными покупателями и сделали первые шаги по направлению к статусу
ПРИВЕРЖЕНЦА вашего бизнеса. Конечно, нужно бороться за новых потенциальных покупателей,
но основное внимание следует уделять уже имеющимся клиентам.
Часто
вы бываете посетителем
Вам нужен новый костюм. У вас сломался тостер. Вы обещали детям, что сводите их
в Диснейленд. Близятся дна рождения, праздники, юбилеи. Что-то ломается, и вам
нужно это заменить. Вам требуется что-то получше, например, компьютер, телефон
с автоответчиком, новые часы, авторучка, нужно закупить продукты. Чтобы узнать,
что предлагается на рынке, существуют каталоги, а можно просто забежать в
магазин по дороге, поглазеть на витрины.
Как только человек переходит из категории потенциального покупателя в категорию
посетителя, тут для вас и начинается бизнес. Посетитель уже предпринял
некоторое усилие, чтобы познакомиться с вашим бизнесом и вами. У вас же, чтобы
произвести на посетителей нужное впечатление и чтобы они приняли решение иметь
дело именно с вами, есть в распоряжении лишь несколько секунд.
Общенациональный опрос миллиона покупателей показал, что они решают, покупать
им или нет, в первые восемь секунд пребывания в данном магазине. Эта цифра,
конечно, любопытна, но смыслом она наполняется только тогда, когда вы о ней
задумаетесь. Именно в первые секунды человек воспринимает общую атмосферу,
отношение к покупателям, рекламу и раскладку товаров. Если ваши работники
вежливы, если в помещении чисто и оно хорошо обустроено, а цены приемлемы и
четко обозначены, то у вас есть хороший шанс для того, чтобы данный посетитель
сделал следующий шаг на пути к статусу вашего ПРИВЕРЖЕНЦА.
Нередко
вы бываете покупателем
Вам нравится обедать именно в "Аллее Дели", потому что там всегда
свежий ростбиф и привлекательные официантки. Вы покупаете в универмаге
"Уол-Март", так как там все дешевле, пусть и не всегда есть
достаточный выбор. Вам нравится ходить в кинотеатр "Тауни 16", так
как у них идут отличные зарубежные фильмы. Принадлежности к своему компьютеру
вы закупаете у Мак-Зоуна -- фирма работает быстро и по приемлемым ценам, причем
поставка осуществляется уже на следующий день.
Вы приобретаете покупателя в тот момент, когда он что-то у вас покупает. Именно
здесь вам нужно удвоить усилия, если вы хотите, чтобы этот человек купил у вас
еще что-нибудь. Почему? А вот почему.
Недавний опрос клиентов банков показал, что
если у вашего клиента есть: то шансы банка удержать
его или ее равны:
Текущий счет 1 к 1
Сберегательный счет 2 к 1
И текущий, и сберегательный счета 10 к 1
Текущий, сберегательный счета и кредит 20 к 1
Текущий, сберегательный счета, кредит
и сейф в банке 100 к 1
Похожая вероятность применима и к вашему бизнесу. Если вы уже застраховали свою
жизнь, то когда к вам придет страховой агент из другой фирмы и предложит более
выгодные условия, вы можете перезаключить договор страховки. Однако если вы с
одной и той же фирмой имеете договор и на страхование жизни, и на пенсионные
вклады, и на страховку автомобиля, то ваше отношение к этой фирме уже
совершенно другое -- вы вряд ли так быстро порвете с ней всяческие отношения.
Иногда
вы становитесь клиентом
Детскую одежду вы покупаете по каталогу "Ханна Андерсон", потому что
в нем предлагается очень красивая одежда, которую можно носить несколько лет.
Каждый день вы завтракаете "У Джо", так как где еще можно получить
яичницу с беконом, тосты и огромную чашку кофе всего за 2,5 доллара?
Как только у предприятия появляются свои постоянные покупатели, игнорировать их
уже становится невозможно. В магазине Сакса на Пятой авеню обнаружили, что
половина оборота предприятия обеспечивается всего десятью процентами их
клиентов, и поэтому для этих постоянных клиентов открыли специальный клуб --
"The Saks first Club".
В подобном начинании Сакс не одинок. Фирма "JCPennеу" разослала
специальные льготные кредитные карты миллиону своих клиентов -- тем, которые в
последние два года приобрели у них товаров на сумму не менее 800 долларов в год
и оплатили покупки в срок. Владельцы этих льготных кредитных карточек заранее
уведомляются о будущих распродажах, им выделяется удобное время на покупки,
предоставляются различные скидки, увеличиваются гарантийные сроки на
приобретенные ими товары. Они также получают бесплатные каталоги (для обычных
покупателей такой каталог стоит 5 долларов), при необходимости -- подарочную
упаковку для купленного товара и бесплатную ежеквартальную рекламную газету.
Аналогичные программы существуют и в фирмах "Sears",
"Neiman-Marcus", "Dayton-Hudson", "Montgomery
Ward". Становится все труднее обнаружить крупное предприятие розничной
торговли, которое не стремится внедрить специальные программы, чтобы максимально
удовлетворить потребности и желания своих клиентов и убедить их покупать все
больше.
Однако выделение и вознаграждение постоянных клиентов еще более важно для
владельцев мелких предприятий. Если крупная розничная фирма или корпорация
объемом продаж в миллиард долларов в год теряет десять клиентов, покупавших
ежегодно на 1000 долларов каждый, то эта потеря составит всего 0,01% оборота,
что едва ли существенно скажется на бизнесе. Но если подобное произойдет с
фирмой, у которой объем продаж составляет 200 000 долларов в год, то это уже
будет 5% от оборота, что может привести к потере 25% чистого дохода. Малый
бизнес должен очень внимательно и заботливо относиться к своим лучшим и
постоянным клиентам, являющимся его основной опорой.
И
очень редко вы являетесь ПРИВЕРЖЕНЦЕМ.
Целый день вы только и делали, что рассказывали всем, как здорово работают в
фирме "Avery". После того как вам попалось бракованная плата
компьютера, на следующий день вам бесплатно произвели замену, а заодно
предложили и отремонтировать монитор. По телефону она говорили очень вежливо и
со знаннием дела. Теперь вы будете обращаться только к ним.
Именно такие приверженцы и обусловливают рост вашего бизнеса. Делается это так.
Если вам нужен юрист, вы можете перелистать страницы телефонного справочника и
выписать сотни телефонов. Или можно спросить у соседки, понравился ли ей тот
юрист, услугами которого она недавно пользовалась. Если она ответит: "Дэн
Смит -- лучший юрист в нашем городке. Он вел дело о моей травме и добился гораздо
более выгодных условий, чем я рассчитывала. Он всегда приветлив, улыбается,
отвечает на телефонные звонки -- в общем, он здорово для меня поработал. Кроме
того, он бесплатно подготовил даже завещание для меня и моего мужа!" -- то
скорее всего ваш первый телефонный звонок будет именно Дэну Смиту.
На деле ваша соседка, вероятно, не будет ждать, пока вы спросите у нее совета
по поводу юриста. Она наверняка и сана поделится своими впечатлениями.
Такие бесплатные дифирамбы, наверное, самая сильная форма рекламы. Ваша соседка
ведь не получает процентов от прибыли Дэна Смита, но, несмотря на это, она не
ленится пойти и рассказать, как повезло ей с этим Смитом. С такими
ПРИВЕРЖЕНЦАМИ Дэну Смиту скоро будет не хватать времени на новых клиентов.
Джон Гроумен, вице-президент компании "Эпсилон", подразделения
"Америкэн Экспресс", которая принадлежит к наиболее крупным фирмам по
ведению баз данных, говорит, что для расширения бизнеса существует только три
пути. Вот они:
1. Стремитесь иметь больше покупателей. Новые посетители и покупатели увеличат
оборот уже тем, что ваши товары или услуги увидят больше людей.
2. Стремитесь к тому, чтобы ваши покупатели делали покупки чаще, тогда вы
сможете ему или ей продать больше. Заставьте работать на себя закон средних
чисел, предоставляя покупателю дополнительные поводы снова зайти к вам за
покупками.
3. Стремитесь, чтобы вошедшие в ваш магазин покупатели купили как можно больше.
Так будет, когда вы превратите покупателей в своих клиентов и приверженцев. Оказывая
постоянным и крупным покупателям все больше дополнительных услуг и особенно
предоставляя им различные льготы, вы сможете резко увеличить оборот при наличии
все тех же покупателей.
В повседневной жизни вы принадлежите то к одной, то к другой категории нашей
шкалы -- от потенциального покупателя до приверженца. Те предприятия, которым
удастся удовлетворить ваши потребности полностью, и получат от сотрудничества с
вами наибольшую выгоду.
Эта книга продемонстрирует вам, как сделать, чтобы ваши потенциальные
покупатели постепенно прошли все ступеньки этой шкалы и стали ПРИВЕРЖЕНЦАМИ
вашего бизнеса, В своей книге мы даем вам рекомендации, как общаться с
Потенциальными покупателями, Посетителями, Покупателями, Клиентами и
Приверженцами. Чем больше людей вам удастся передвинуть с более низкой
ступеньки этой шкалы на следующую, тем успешнее будет ваш бизнес.
|