Психологи уверены, что вдохновению и сплочению подлежат только те
коллективы, где не тлеют (а порой — и горят ярким пламенем) конфликты между
сотрудниками. Как определить, есть ли скрытая война между вашими сотрудниками,
и главное — всегда ли стоит с ней бороться?
Когда в товарищах согласия нет
Излишне, наверное, напоминать, что руководитель всегда должен находиться в
курсе того, что происходит в его коллективе. Собственно, этим и полезны совместные
обеды, перекуры, «кофейные пятиминутки» по утрам и т. д. При этом,
совершенно необязательно собирать сплетни. Более того — вникать в них любому
топу даже вредно, так как порождают и разносят всевозможные слухи, в основном,
провокаторы (о них речь пойдет ниже). Но прислушиваться, о чем говорят
подчиненные, и главное — как они об этом говорят все же стоит. Только
внимательное изучение тем разговоров и стиля общения между сотрудниками
позволить выяснить, происходят ли споры между коллегами сугубо по производственным
вопросам, либо же в коллективе развивается серьезное противостояние, которое, в
итоге, повлияет на результаты работы отдела, а то и компании в целом.
Психологи выделяют три стандартных типа конфликтов в коллективе, каждый из
которых имеет свои достаточно характерные проявления:
- Первый, наиболее адекватный и, в общем-то, даже полезный тип — это
деловой спор. В ситуациях этого типа между участниками существуют
разногласия по какому-то конкретному вопросу, связанному с их совместной
деятельностью. Область разногласий предметна и определена, а оппоненты
верят в возможность прийти к соглашению и ищут пути его достижения. В
деловом споре обычно сохраняются нормальные личные отношения, основанные
на взаимной заинтересованности в общем деле.
- Второй, более неприятный тип конфликта, — это формализация отношений.
Для ситуаций, развивающихся по этой схеме, характерно расширение перечня
разногласий: они касаются уже не одной, а многих проблем. Так, могут
предъявляться претензии по поводу основ деловой политики кого-то из
участников, общего стиля поведения, принципов взаимоотношений
и т. д. Явный признак формализации отношений в коллективе —
когда общение партнеров становится сугубо официальным, они избегают
контактов. Из их взаимодействия уходит все личное, поэтому такое
взаимодействие принято называть формализацией отношений.
- Третьим, самым критичным типом внутрикорпоративного конфликта специалисты
считают психологический антагонизм. В этом случае зона разногласий
оппонентов вообще не имеет границ, и только расширяется, а сами участники
конфликта порой затрудняются четко определить, с чем они не согласны, но
разные точки зрения на один и тот же вопрос у них будут в любом случае.
Любой контакт таких психологически антагонистичных сотрудников становится
источником дополнительной напряженности.
Что делать и кто виноват?
Как бороться со всем вышеперечисленным? Начнем с того, что препятствовать
деловым спорам, по мнению экспертов, вовсе не нужно. Иногда их даже стоит
спровоцировать. Именно для этих целей в коллективе полезно держать
«провокатора» — человека, который обязательно будет с чем-то не согласен. Вреда
от провокаторов обычно нет: их истерики — это своеобразное развлечение для
коллектива, но зачастую именно они «сбивают» с накатанной колеи и подталкивают
к какой-то свежей мысли, решению.
Что же касается двух других типов конфликта, то с ними необходимо бороться.
Как? Главное — ни в коем случае не административными мерами. Нельзя никого
штрафовать, наказывать и т. д. — конфликт этим не искоренить и такие
мероприятия могут только вызвать неприязнь обеих враждующих сторон.
Поэтому, если руководитель не смог уследить за своими людьми и конфликт
все-таки разгорелся, важно не прятать голову в песок, а постараться как можно
быстрее поговорить с обоими его участниками. Причем, если подчиненные равны по
рангу и статусу, разговор лучше провести втроем, а не с каждым по отдельности.
Это позволит выслушать позиции обеих сторон и дать понять, что вы не
сочувствуете ни тому, ни другому.
Начать разговор стоит с заявления типа: «Вы оба для меня ценны и нужны
компании. Возможно, причина ваших разногласий — моя ошибка. Вас я ни в чем не
виню. Давайте спокойно разберем факты и аргументы каждого». Такая речь обычно
настраивает людей на конструктивный разговор. Главное же в такой
«воспитательной беседе» — не дать «недругам» уйти в эмоции. Поэтому
руководителю очень важно взять на себя роль ведущего и контролировать ход
беседы. А еще важно помнить, что цель такого разговора «на троих» — выявление
истинной причины, из-за которой и разгорелись страсти, и не поддаться на
эмоциональное давление со стороны сотрудников.
Сразу выносить вердикт кто прав, кто виноват не стоит. Лучше поблагодарить
стороны за полученную информацию и объявить, что для принятия решения
потребуется небольшая пауза (но при этом стоит указать конкретную дату
оглашения — это даст людям понять, что вы действительно намерены обдумать их
проблему, а не отложить ее в «долгий ящик»).
При этом психологи настоятельно рекомендуют не обсуждать озвученную проблему
и варианты ее решения с другими сотрудниками. Это непременно приведет к
распространению слухов, что может только усугубить конфликт.
Источник: http://www.companion.ua |